Гуманистический потенциал инклюзивного образования

Инклюзивное образование – неотъемлемая составляющая казахстанской образовательной системы, поскольку Законом Республики Казахстан «Об образовании» гарантировано право на получение качественного образования, доступность образования всех уровней с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого человека.

Однако, педагоги зачастую оказываются не готовы к тому, как учить ребенка с особыми образовательными потребностями, как содействовать ему в педагогическом процессе, обеспечивая успешную социализацию.

Поэтому сегодня среди педагогов являются востребованными курсы повышения квалификации по теме «Содержание образовательной среды в условиях развития инклюзивного образования», проводимые АО «НЦПК «Өрлеу».

20 января 2020 года в Павлодарском филиале АО «НЦПК «Өрлеу» начался очередной курс по этой теме. Основная цель курса – развитие профессиональных компетенций учителей в вопросах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностямив условиях инклюзивного образования.

В ходе курсов старший преподаватель филиала Ауталипова Б.Ж. создает образовательную среду для овладения учителями инклюзивной компетентностью. Наиболее значимой для данной компетентности является общая гуманистическая направленность личности учителя, положительное отношение к осуществлению профессиональной деятельности в условиях обучения детей с разными образовательными потребностями, понимание значимости инклюзивного образования, глубокое осознание его гуманистического потенциала.

Тематика курсов обеспечивает педагогов современной, профессионально значимой информацией об инклюзивном образовании; знакомит учителей с особенностями проектирования образовательного процесса. На занятиях учителя рассматривают содержание инклюзивной образовательной среды, овладевают алгоритмом проектирования индивидуальных образовательных маршрутов для детей с особыми образовательными потребностями.

Особое внимание уделяется критериальному оцениванию учебных достижений учащихся. На практических занятиях учителями были расмотрены различные подходы к оцениванию образовательных результатов детей с особыми образовательными потребностями, которые в дальнейшем были использованы для разработок различных вариантов разноуровневых заданий с учётом индивидуальной траектории продвижения учащегося в освоении учебной программы.

Оптимальное соединение репродуктивных и активных методов обучения, создание коллаборативной среды и атмосферы сотрудничества в деятельности — необходимые условия для развития инклюзивной компетентности учителей.

В посткурсовой период профессорско-преподавательским составом филиала планируется методическое сопровождение учителей, реализующих инклюзивное образование, что позволит учителям эффективно включать ребенка с особыми образовательными потребностями в среду общеобразовательной школы, создавать благоприятные условия для его развития и саморазвития.

 

Подобинская Л., PR, SMM-специалист

ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Павлодарской области»

Автор записи: Асет Жакиянов