Как создавать эффективные видеолекции: консультируем участников Республиканского конкурса «Панорама педагогических идей»

Формат видео-лекций/семинаров/уроков активно используется в электронном обучении, его широко используют педагоги на всех ступенях образования.

Для начала вспомним некоторые особенности использования видео:
• многие люди хорошо воспринимают визуальную подачу информации; 
• видео хорошо использовать для того, чтобы подчеркнуть реалистичность ситуации, объектов, процессов;
• видео легко воспринимать, знание языка не так существенно, как для текста;
• видео оказывает сильное воздействие на обучающегося;
• использование в видео экспертов повышает значимость учебного материала и доверие к нему
• видео хорошо подходит для того, чтобы продемонстрировать процесс

18062018-1

ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ВИДЕОЛЕКЦИЙ

• Длина видеолекции/видеоурока должна быть не больше 15 минут. Потом человек перестаёт воспринимать информацию и продолжение бесполезно. 
• Сюжеты нужны короткие, но содержательные. 
• Звуковой фон лишний, но кто-то это воспримет с удовольствием.
• Нужен ли эффект присутствия в видео лекции, когда 10-15% площади занимает «говорящая голова»? Сейчас даже на вебинарах ведущие включают камеру на 5-7 мин. Потом выключают чтоб не отвлекать и не перегружать канал. 
• Нужны инструменты: фотоаппараты/кинокамеры, с большой памятью и режимом HD-видео, компьютер с программами для записи и редактирования. 
Звук должен быть равномерной громкости, стационарные и ручные микрофоны её не обеспечивают. Речь должна быть плавная, а не рывками.

ИТАК, ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СОЗДАВАТЬ ЭФФЕКТИВНЫЕ ВИДЕОЛЕКЦИИ, НУЖНО:
1) знать особенности восприятия людьми видеоматериалов;
2) подойти серьёзно к процессу выбора видеоформата (действительно ли нужно видео, подходит ли для заявленных целей, достаточно ли будет ресурсов на его создание и актуализацию, целесообразно ли это);
3) посмотреть примеры видеолекций от экспертов и перенять лучшие практики;
4) выбрав все-таки видеоформат, уделить внимание четкому звуковому сопровождению, сценарию и длительности обучающего контента;
5) помнить о том, что многое зависит и от харизматичности самого лектора.

Ошибки начинающих видеорежиссеров
1. Съемка плохо спланирована.
2. Содержание видео не интегрировано в общую концепцию курса.
3. Слишком продолжительное видео.
4. Монотонность – много времени занимают статичные картинки на экране.
5. Плохое качество видео или слишком большой объем видеофайла.

При выборе формата видео оценить: действительно ли необходим видео? Подходит ли для заявленных целей? Достаточно ли ресурсов на его создание и актуализацию?
Сюжеты должны быть короткие, но содержательные.
Если присутствие “говорящей головы” необходимо, она должна хорошо выглядеть, говорить грамотно, по существу и недолго.
Быстрая речь и харизма автора ценнее, чем качество видео.
Уделить внимание тщательной разработке сценария и качеству звукового сопровождения.

О педагогической целесообразности использования видео
Использование учебного видео имеет свои плюсы и минусы:
● практически для любой, самой сложной темы, можно выбрать подходящий формат съемки видео, способствующий лучшему пониманию материалов;
● к «минусам» видео можно отнести то, что темп воспроизведения может не подойти для всей аудитории; для создания и обновления видео нужны навыки, зачастую немалые технические и материальные ресурсы.
В каких случаях целесообразно использовать видео:
● для объяснения сложных тем или вопросов курса (когда другие форматы менее информативны и понятны);
● чтобы показать то, что недоступно глазу (внутреннее устройство, объекты микромира и т.п.);
● для придания большей реалистичности и усиления эмоционального воздействия;

Создание видеоурока стоит начать с составления плана — поэтапного и подробного, на основании которого будет производиться запись. В частности, стоит учесть такие факторы как:
— выбор темы и подготовка материалов, включая подбор ключевых слов и фраз, с помощью которых будет осуществляться дальнейшее продвижение записи;
— создание краткого содержания урока и сопоставления длины текста и предполагаемой длительности видеозаписи (для этого стоит проверить хронометраж того и другого путём простого сопоставления);
— подготовка необходимых расходных материалов (возможно, с запасом — на случай непредвиденных ситуаций) для практической части видеоурока — этот момент особенно актуален для съёмки всяческого рода видеоинструкций;
— тестирование записи — минутного демо-видео будет достаточно для оценки того, насколько качественным будет изображение в конечной версии видеоурока;
— запись видео/звука, с одного или нескольких источников, с последующей или параллельной озвучкой;
— редактирование итогового файла, монтаж записи, форматирование, добавление спецэффектов.
Используя подробный план и заранее освоив возможности программ для записи, вы сможете без труда создать видеоурок любой продолжительности и дополнить его необходимыми пояснениями, звуковыми и видеоэффектами.

Автор записи: Асет Жакиянов