Международное исследование PISA как показатель уровня владения новыми компетенциями учащихся

В 2021 году казахстанские школьники будут участвовать в очередном международном исследовании PISA, которое выявляет готовность 15-летних учащихся к решению различных жизненных задач. Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается нестандартная ситуация. К тексту прилагается от одного до шести вопросов разной сложности. Здесь выявляется способность учащихся понять и решить проблему, используя полученные знания в соответствующей предметной области, т.е. оценивается функциональная грамотность учащихся

В 2021 году основное внимание будет уделено оценке математической грамотности с дополнительным тестом на творческое мышление.

В конце 2019 года Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала первые результаты международного исследования PISA-2018. На своей страничке министр образования и науки Республики Казахстан Асхат Аймагамабетов дал комментарий результатам Казахстана в международном рейтинге, где раскрыл основные причины отставания казахстанских школьников — это и новый формат тестирования, и отставание в  IT-грамотности, и реформы, проводимые по  обновлённому содержанию образования.

Следует признать, что в последнее время в нашей стране проводится планомерная и системная работа по исправлению ситуации. МОН РК предложило сделать приоритетными другие направления учебной деятельности и объявило, что коммуникация, совместная работа и умение выстраивать свою деятельность станут ключевыми навыками, развитию которых должно способствовать обучение в школе.

Работа по подготовке к проведению исследования уже началась. В рамках реализации совместного плана работы Павлодарского филиала АО «НЦПК «Өрлеу» и Управления образования Павлодарской области были организованы два форума и проведен ряд практико-ориентированных семинаров с целью совершенствования профессионального мастерства педагогов по развитию функциональной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA. Данные мероприятия были ориентированы на специалистов, ответственных за процесс подготовки и проведения международных исследований по оценке качества образования, руководителей и учителей-предметников общеобразовательных школ.

К участию в PISA можно относиться по-разному. В этой системе есть свои нюансы, просчёты и даже ошибки, но игнорировать результаты предыдущих исследований PISA нельзя, так как данные исследования направлены не только на оценку достижений учеников, а на выявление слабых мест в системе школьного образования в целом. Участие в исследовании PISA дает результаты владения новыми компетенциями, ставшими не просто трендами международного образования, а ключевыми навыками современного человека.

 

Ашимбетова Р.Д., директор ФАО «НЦПК «Өрлеу»
ИПК ПР по Павлодарской области

Автор записи: Асет Жакиянов