Педагогический совет — стратегия нового педагогического мышления

14 января 2019 г. в пилотной школе №15 г. Павлодара в русле проекта по корпоративному обучению ФАО НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР был организован педсовет по теме: «Формирование функциональной грамотности у школьников».

Педагогический совет как орган коллективно-коллегиального управления призван менять старые педагогические представления и ориентиры. Учителя действительно советуются, а не просто заседают, и это приносит педагогическому коллективу радость и удовлетворение, уверенность и вдохновение. Именно на педсоветах вырабатываются решения по важнейшим вопросам жизни школы, определяются и проясняются стратегические цели, подводятся итоги работы школы и ее отдельных подсистем. Педагогический совет является не случайным одноразовым или событийным средством решения проблем образовательного процесса. На наш взгляд, главным фактором, предопределяющим цели, задачи и стратегию проведения педсоветов, является системный характер развития образовательных учреждений, а потому мы рассматриваем педсовет как педагогическую систему действий с четко определенными, понятными для всех результатами, направленную на решение задач основной педагогической концепции образовательного пространства школы. Это требует большой и напряженной работы, знание определенных правил менеджмента и технологии подготовки и проведения педсовета.

Термин “технология” в применении к педагогическому педсовету стал употребляться сравнительно недавно. Анализ имеющихся в научно-педагогической литературе различных трактовок термина позволил нам выделить критерии, которые в их комплексном применении и определяют, на наш взгляд, сущность данного понятия: однозначное и строгое определение целей (почему и для чего?) должно способствовать отбору и структуре содержания (что?), оптимальной организации (как?), методам, приемам и средствам (с помощью чего?), а также учитывать необходимый реальный уровень квалификации учителей (кто?) и объективные методы оценки результатов (так ли это?). В подготовке педсовета определились следующие требования к отбору содержания и структуре:

теоретическая часть должна быть актуальна, обоснована и проверена жизнью;
примеры из практики школы должны быть объективными и конкретными;
обобщенные материалы представлены наглядно с помощью схем, графиков, таблиц, диаграмм;
интерактивная деятельность по решению проблем;
сформулирована установка на совершенствование решение проблемы в перспективе на основе выявления лучших начинаний в педагогическом коллективе.
На педсовете обсуждались общие ориентиры развития функциональной грамотности, которые определены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, ГПРО на 2016-2019 годы, в Национальном плане действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников, в Послании Президента Республики Казахстан «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни», в котором сказано, что «система оценки знаний должна основываться на международных стандартах». Процесс развития функциональной грамотности осуществляется на основе формирования навыков мышления средствами учебных дисциплин, исходя из предметных знаний, умений и навыков. Средствами формирования и развития навыков мышления являются те же предметные ЗУНы, представленные в виде задания, а формой организации – проблемные ситуации. При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода ЗУНов в компетенции, т. е. в функциональную грамотность.

Управление процессом формирования функциональной грамотности учащихся в образовательных организациях предполагает:

полное овладение учителем фундаментальными знаниями по функциональной грамотности,
понимания функциональной грамотности как целостной системы, развитие которой обеспечивается опорой на субъектный опыт учащихся,
знания новых составляющих функциональной грамотности учащихся (ключевых компетенций) и освоения технологий по их формированию.

 

Условия, необходимые для формирования функциональной грамотности:

1. Научно-исследовательское обеспечение.

2. Обновление содержания образования.

3. Учебно-методическое обеспечение.

4. Система оценки и мониторинга качества образования школьников.

5. Материально – техническая база.

Педсовет был организован в образовательных ситуациях, позволяющих формировать у учителей функциональную грамотность.

 

Пресс-центр ФАО НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Павлодарской области

Автор записи: Асет Жакиянов