ПОДДЕРЖКА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ УСПЕШНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ ЕГО В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Идилуп А.Т.,

старший преподаватель ФАО «НЦПК «Өрлеу»

ИПК ПР по Павлодарской области

Результаты многочисленных международных исследований убедительно доказывают, что успехи в развитии образования более всего зависят от уровня подготовленности педагогических кадров и эффективности кадровой политики. Поэтому необходимым условием современной системы образования разных стран является решение первостепенной задачи — повышение качества кадрового потенциала.

В вопросе развития кадрового потенциала системы образования важное место занимает работа с молодыми учителями. Вновь пришедшие молодые педагоги сталкиваются с проблемами адаптации в коллективе, методики проведения занятий, неполного понимания сути своих должностных обязанностей. С первого дня работы начинающий педагог имеет те же обязанности, несёт ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем работы, а учащиеся не делают скидки на возраст или на отсутствие опыта. Еще существуют противоречия между теоретической подготовкой начинающего учителя и его практической подготовкой к педагогической практике. Поэтому организация поддержки молодым специалистам – одно из приоритетных направлений в деятельности любой образовательной организации. Как помочь молодому педагогу более комфортно «войти» в профессию, адаптироваться в коллективе, реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения?

Эти вопросы были предметом обсуждения на встрече учителей Павлодарской области и  Чистоозерного района Новосибирской области. В соответствии с договором о сотрудничестве двух регионов России и Казахстана от 4 ноября 2019 года была проведена открытая диалоговая площадка по теме: «Создание системы поддержки молодого педагога для процесса успешного включения его в профессиональную деятельность».  На онлайн-встрече был представлен опыт работы школ двух областей России и Казахстана по поддержке молодого педагога в начале его профессиональной деятельности.

Диалоговая площадка была построена вокруг обсуждения темы, связанной с организацией системы комфортной адаптации молодых учителей к работе в школе. Основными докладчиками стали российские и казахстанские учителя школ, которые поделились с коллегами своими наблюдениями и выводами о роли поддержки молодого педагога в начале его профессиональной деятельности.

Первыми выступали опытные учителя, мастера педагогической деятельности, которые представили основные формы поддержки молодого учителя.

Негманова Каирпану Канапьяновна (магистр педагогических наук, педагог — мастер, учитель информатики) поделилась опытом работы, как организовать работу наставника, особо отметив, что вся система работы наставника строится на основе диагностики затруднений молодого специалиста. По результатам диагностики выбираются формы оказания помощи, определяются пути формирования профессиональных компетенций педагога. Организация деятельности наставников носит поэтапный характер.

Апаева Айна Тулюгуновна (магистр естественных наук, педагог-исследователь, учитель математики) в своем выступлении раскрыла особенности менторинга как одной из форм поддержки молодого специалиста. Айна Тулюгуновна считает, что поддержка молодого специалиста должна вестись не только в первый год работы в системе образования, но и на протяжении первых 5 лет. Эти годы, по мнению спикера, очень важны для молодого специалиста, т.к. именно в этот период формируется профессиональная мотивация, направленная на проявление желания и склонности к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений, на готовность к повышению педагогического мастерства, которое не является врожденным качеством, а формируется в процессе практической педагогической деятельности.

Бондарь Анастасия Сергеевна (методист высшей квалификационной категории МКОУ ДПО «Информационно-методический центр», руководитель «Школы молодого педагога») представила систему работу Чистоозерного района по организации наставничества в организациях образования. Отметив, что современной школе нужен профессионально компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, способный к реализации передового педагогического опыта и внедрению педагогических инноваций. Однако личностная и профессиональная адаптация учителя может протекать длительно и сложно даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности. Решить эту проблему в школах района помогает проект «Школа молодого педагога». Школа молодого педагога – важнейший цикл образовательного менеджмента в районе, это система, создающая условия для профессионального и личностного роста молодого учителя.

Васина Светлана Васильевна (учитель высшей квалификационной категории МБОУ Чистоозерная СОШ № 2, почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации) поделилась опытом работы с молодыми педагогами. Из выступления Светланы Васильевны: «Для молодого специалиста необходима большая поддержка. Если вовремя не помочь и не поддержать в такой ситуации, у него могут возникнуть некоторые трудности. Я как наставник стараюсь максимально помочь своему «подопечному» эффективно построить урок». После каждого проведенного урока необходимо вовлекать молодых специалистов в процесс рефлексии собственной практики, главное которой заключается не в том, чтобы указать подопечному на его ошибки, а в том, чтобы молодой специалист научился выявлять свои преимущества и ошибки. Рефлексия включает в себя постоянное принятие решений, основанное на анализе выполненных действий и их результатов.

Черепанова Елена Сергеевна (МКОУ Польяновская СОШ, учитель биологии, химии, географии).

Елена Сергеевна поделилась опытом работы с молодыми специалистами сельской школы, акцентируя внимание на том, что показателями положительной адаптации молодых специалистов является принятие культурных норм и ценностей школы, особенностей ее развития, принятие и изучение положительного опыта профессиональной деятельности педагогического коллектива, восприятия себя как части коллектива, принятие социальной роли, соответствующей его статусу.

После выступления старших педагогов были подведены итоги и сделаны выводы о том, что молодому педагогу необходимы методическая поддержка и помощь в поиске собственного пути. Наставникам необходимо учить подопечных планировать собственную деятельность, не бояться принимать и внедрять в практику педагогические инновации, идти на обоснованные риски, проводить рефлексию собственной практики.

Во второй половине Открытой диалоговой площадки молодые педагоги поделились своими практическими наработками.

Каппарова А.Х.,
СОШ № 18
г. Павлодар
Беспалова С. Ю.,
Табулгинская СОШ
им. П. Д. Слюсарева
Абдикаримова Н.С.,
Школа-гимназия № 7
г. Экибастуз
Горюнова М.А.,
МБОУ «Чистоозёрная СОШ № 2»

Были представлены презентации об основных проблемах начинающего учителя (Каппарова А.Х., «Основные проблемы начинающего учителя»), об особенностях профессионального становления молодого учителя в условиях современного образовательного пространства (Беспалова С. Ю., «Профессиональное становление молодого учителя в условиях современного образовательного пространства»), о внедрении идей формативного оценивания в практику (Абдикаримова Н.С. «Вхождение в профессию, мои первые шаги»), о значении планирования индивидуального образовательного маршрута, который обеспечивает рост профессиональной компетентности молодого педагога (Горюнова М.А., «Путь к мастерству — первые шаги молодого педагога»).

В своих выступлениях молодые педагоги особо подчеркнули значение наставничества и методической службы школ, которые сопровождали весь процесс их адаптации через работу ШМУ (Школа молодого учителя), через различные коучинги, семинары, консультации, через реализацию идей наставничества в школах.

Участниками встречи были подведены итоги, что независимо от систем образования двух стран вопросы поддержки молодого педагога актуальны и решаются на государственном уровне, регламентируются нормативными документами.

В учреждениях образования соседних стран созданы системы поддержки молодого педагога для успешного включения его в профессиональную деятельность. Ведь на молодого педагога возлагаются большие надежды, а его успешность, компетентность так необходимы, и только компетентный педагог может дать качественное образование, воспитать и сформировать востребованную современным обществом личность.

По отзывам участников мероприятия, самое важное, что они получили во время встречи, – это возможность рассказать о своем личном опыте, поделиться своими выводами, «сверить» ориентиры своей работы, поучиться у коллег, установить прямые связи.

Слова благодарности были высказаны организаторам диалоговой площадки – руководству ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Павлодарской области (директор Ашимбетова Р.Д.) и коллективу Управления образования администрации Чистоозерного района Новосибирской области (руководитель Сапсай А.А), модераторам Идилуп Айман Тулюгуновне и Ланг Ларисе Анатольевне, осуществляющим организационное и методическое сопровождение мероприятия.

Многие педагоги выразили готовность быть участниками подобных мероприятий и делиться опытом и находками в рамках договора о сотрудничестве.

Автор записи: Асет Жакиянов