«Текстознайка»: как учащиеся начальной школы применяют предметные знания при решении заданий на функциональную грамотность?

Одной из важных задач современной системы образования остается развитие функциональной грамотности учащихся, и сегодня мы находимся на этапе ее реализации, поскольку идея обновления ГОСО принята всеми педагогами нашей страны. Обучение на курсах повышения квалификации педагогов по программе обновленного содержания среднего образования началось в 2016 году, на сегодняшний день более 70% учителей нашей области имеют соответствующие сертификаты.


Наступило время для второго не менее важного шага – выяснить, как наши дети развивают свою функциональную грамотность, умеют ли они на практике применять полученные в школе знания?

Профессиональным ответом на эту проблему стала деятельность Центра занятости и развития одаренности «Павлодар дарыны», который уже второй год по инициативе учителей начальной школы города проводит олимпиаду для учащихся начального звена «Текстознайка». В рамках этих интеллектуальных состязаний учащимся предлагаются задания повышенной трудности на основе тем, изученных по программе начальной школы, по математической, читательской и естественнонаучной грамотности.

Задания разрабатывались тренерами курсов филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПКПР по Павлодарской области по обновлению содержания образования средней школы на государственном и русском языках. К каждому заданию прилагался решебник, критерии для оценивания выполненных письменных работ. Для них эта работа тоже стала своеобразным экзаменом, поскольку при проверке выполнения заданий они выявили темы, которые требуют особого внимания и акцента при обучении учителей, темы, которые в полном объеме освоены учащимися. Получилась интересная обратная связь трансляции нового содержания через проверку освоения их учениками. Более подробно о трудных и легких для методики преподавания темах напишут коллеги – тренеры и авторы заданий.

Олимпиада проводилась в субботний день 20 апреля 2019 года в одной из старейших школ города Павлодара – школе-гимназии №9. Организаторы из Центра занятости и развития одаренности «Павлодар дарыны» разработали интересную программу (просмотр спектакля, подвижные игры, викторина), которую реализовали совместно с учителями 9-й школы.

День олимпиады стал насыщенным для ее участников: они выискивали в предложенных текстах математические данные, которые нужно было использовать в диаграммах, отвечали на вопросы по тексту, давая определение неформальным названиям различных видов животных. Например, почему медведя называют шатуном? Они определяли возраст деревьев, черепах, используя также информацию из предложенного текста.

В состав жюри организаторы включили ученых из Павлодарского государственного педагогического университета, разработчиков заданий – преподавателей Павлодарского филиала АО «НЦПК «Өрлеу». Свою работу – проверку заданий – они проводили максимально объективно, открыто и скрупулезно. Для большей объективности и непредвзятости все задания и листы для ответов были отпечатаны, а участники только подчеркивали, строили диаграммы (то есть по почерку невозможно установить авторство работы), все работы были закодированы, да и время для проверки было очень ограничено. Уверены, что члены жюри на высоком уровне компетентности, беспристрастно выполнили свою ответственную миссию.

Есть достаточно глубокое по своему смыслу высказывание: «Знания, которые вы приобрели, не являются гарантией вашего роста или развития. Самое главное – умение их применить». В самом деле, функциональная грамотность – это не просто актуальный сегодня термин. Реальное отсутствие функциональной грамотности или ее низкий уровень порождают различные проблемы в социализации личности юного и не совсем юного гражданина (проблема инфантилизма), в неполной или ошибочной реализации способностей человека (проблема профессиональной ориентации), это и профессиональные проблемы, связанные с человеческим фактором, ведущие порой к боли и даже к трагедии. Поэтому школа становится местом осознанного развития функциональной грамотности учащихся, и в ответ на вопрос: в какой мере решается эта задача? — внесла свою лепту олимпиада «Текстознайка».

Автор записи: Асет Жакиянов