ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О КОРРУПЦИИ: АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

Мы продолжаем цикл публикаций «Что нужно знать о коррупции?». Одним из направлений «Закона о противодействии коррупции» является мера финансового контроля, предусматривающая представление деклараций о доходах и имуществе, являющихся объектом налогообложения, лицами, занимающими государственную должность, и их супругами. Непредставление или представление неполных, недостоверных деклараций этими лицами влечет административную ответственность. Сведения о размерах и об источниках доходов должностных лиц, занимающих ответственные государственные должности, могут быть опубликованы.

В профилактических целях Закон устанавливает также антикоррупционные ограничения, которые должны принимать на себя ответственные лица в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию ими своих полномочий в личных, групповых и иных неслужебных интересах.

Согласие на принятие антикоррупционных ограничений указанными лицами фиксируется в письменной форме. Лица, отказывающиеся от принятия на себя антикоррупционных ограничений, подлежат освобождению от службы.

В Законе определены следующие антикоррупционные ограничения, которые должны брать на себя указанные выше лица:

  • осуществление деятельности, не совместимой с выполнением государственных функций;
  • недопустимость совместной службы (работы) близких родственников, супругов и свойственников;
  • использование служебной и иной информации, не подлежащей официальному распространению, в целях получения или извлечения имущественных и неимущественных благ и преимуществ;
  • принятие подарков в связи с исполнением служебных полномочий в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Закон запрещает осуществлять должностные обязанности, если имеется конфликт интересов, под которым понимается «противоречие между личными интересами лиц, занимающих ответственную государственную должность, лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, лиц, приравненных к ним, должностных лиц и их должностными полномочиями, при котором личные интересы указанных лиц могут привести к ненадлежащему исполнению ими своих должностных полномочий». В этом случае они «обязаны в письменной форме уведомить непосредственного руководителя либо руководство организации, в которой они работают, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только им станет об этом известно».

Автор записи: Асет Жакиянов